Для вас, родители!




Немного об особенностях развития психических процессов у детей с трудностями в обучении.

В психологических исследованиях по проблеме нарушений психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия(зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака «дай красный карандаш», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названые выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

У детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей с нарушениями психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Значительное своеобразие отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос «как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать, стул?», ребенок может ответить: «это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку».

Затрудняются при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом особенно затрудняются в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос «Чем похожи люди и животные?», ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей - нет».
Как развивать память у
дошкольников

Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило домой много — много десяток. Для этого малыша учат дома читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую головку лишней информацией. А ведь это работа учителей! Родители же должны позаботиться о развитии основных познавательных процессов, в частности памяти, внимания, восприятия, мышления. Систематическое и целенаправленное развитие памяти у детей дошкольного возраста поможет быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.

Дети запоминают по-своему

В возрасте 3-4 лет, дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Это называется непроизвольной памятью.
К 5 годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.
Игры и занятия, подобранные для развития произвольной памяти детей должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают». Дети выделяют чаще второстепенные признаки предмета, не замечая важные. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.
Поэтому необходимо комплексно развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления.

Немного теории

Память представляет отражение прошлого и состоит из трёх процессов:
·         запоминание;
·         сохранение;
·         воспроизведение.
Физиология этапа сохранения до сих пор не понятна. Но известно, что особенности развития памяти напрямую зависят от ряда обстоятельств.
  1. Упражнения. Природные особенности и задатки далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
  2. Возраст. С возрастом совершенствуется не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая стараний, т. е. при помощи непосредственной памяти. То детки постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
  3. Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом знаний, растут интеллектуальные способности и возможности памяти.
  4. Степень развития умственных способностей. Чем больше кроха размышляет, анализирует, тем быстрее и больше запоминает.
По типу восприятия выделяют:
·         слуховую;
·         зрительную;
·         двигательную;
·         тактильную память.
Чаще всего преобладает тот или иной вид, но развивать их нужно комплексно.
Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.

Упражнения для тренировки памяти

Развивать и совершенствовать произвольную память помогут упражнения в игровой форме.
  1. «Попробуй на вкус облако». Называете ребёнку ряд знакомых слов: солнце, дом, повар, грусть, мечта. Малыш комментирует каждое по ряду признаков, которыми они, по его мнению, обладают: цвет, вкус, запах, форма. Родители записывают прилагательные к каждому слову. Спустя некоторое время ребёнок прослушивает свои ответы и вспоминает описанное слово. Чтобы усложнить упражнение, включайте в список незнакомые слова.
  2. «Собери цепочку». Для игры понадобятся мелкие предметы типа пуговиц, крышек, игрушек и бумага, которую ребёнок сможет рвать. Родитель называет цепочку слов, а малыш выкладывает предметы, которые у него ассоциируются с ним. В результате кроха должен вспомнить цепочку слов, глядя на свои образы.
  3. «Как выглядит электричество?» Это упражнение направлено на создание визуализации сложных понятий. Предложите чаду пофантазировать, как выглядит, пахнет слово, каково оно на ощупь?

Читаем и обсуждаем!

Помимо создания благоприятных условий, способствующих произвольному запоминанию, помогать этому процессу будут специальные упражнения и игры. Начинать нужно как можно раньше. Как только крошка произносит первые слова, рассказывайте ему обо всём, что происходит: где гуляли, что видели, что ели. Совсем скоро малыш начнёт обсуждать это вместе с вами.
Читая книжки, заучивая стихотворения и песенки, разгадывая загадки и ребусы, вы не только работаете над общим развитием крохи, но и развиваете память.
При чтении любого детского произведения, малыши обычно заостряют своё внимание лишь на сюжете, пропуская мимо ушей подробности. Поэтому, можно и нужно читать его много раз. Затем задавайте вопросы о том, как выглядели герои, что делали, к чему это привело, что хорошо, а что плохо.
Такой метод развития памяти подойдёт даже крошкам с 1,5 – 2 лет. Они с удовольствием перечислят героев своих любимых сказок. Ближе к 4 — 5 годам задача усложняется пересказом произведения, формируются навыки произвольной памяти. Следите, чтобы малыш соблюдал последовательность и логичность.
Бывает, что трудности у ребёнка при запоминании связаны с наличием каких-то неврологических проблем. Например, дети с синдромом дефицита внимания. Они хотят запомнить, но не могут сосредоточиться на материале. В таких случаях, поможет консультация невролога или психолога.
Это интересно! Повторенье – мать ученья. Доказано, что около 40% полученной информации забывается уже спустя полчаса, ещё 35% — потеряется через день и 20% — через месяц. Остается довольствоваться лишь 5% информации.

Не учим, а играем!

Вроде все просто, на деле же родители постоянно переходят эту тонкую грань и получают в ответ капризного и уставшего ребёнка. Как только даже самая полезная игра перестаёт увлекать кроху – откладываем её и меняем вид деятельности.
Когда идёт речь о формировании произвольной памяти человека, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные со способом восприятия. Люди, воспринимающие информацию на слух, именуются аудиалами, посредством зрения – визуалами, через ощущения – кинестетиками. Ещё в дошкольный период родителям необходимо определить, к какому типу относится ребёнок, и «поднажать» на развитие «отстающих» типов памяти.

1 комментарий: