Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика и ее развитие – это важные моменты, о которых сегодня знают практически все родители. Вещей, с помощью которых мелкая моторика развивается, можно найти в современных магазинах с игрушками просто несчетное количество. Только вот денег на них хватает не всегда, кроме того подобные шнуровки и мозаики достаточно быстро надоедают малышам, превращаясь в вещи, которые нужны ребенку только для того, чтобы их разбрасывать по комнате.
 На самом деле, для того, чтобы развивать мелкую моторику своего малыша, можно найти все необходимое дома, почти не растрачивая на это денег.
 Попробуем разобраться, какими же способами можно так развивать малыша в домашних условиях.
Начинать подобное развитие нужно практически с самого рождения. Вначале это всего лишь массаж пальчиков. Позже кроха начнет захватывать ваш палец, вложенный в его ладошку. Используйте для развития предметы с разной поверхностью: гладкие и шершавые, мягкие и холодные, теплые и твердые. Делайте массаж каждому пальчику, начиная от мизинчика и заканчивая большим. Обоим ручкам нужно уделять одинаковое внимание. Какие предметы для этого использовать? Да что угодно! Осмотритесь в доме, сколько там разных баночек, ленточек, крышечек, шнурков и т. д. Не прячьте все подряд от крохи, наоборот, дайте ему возможность прикоснуться к какому-нибудь новому предмету, почувствовать то, чего раньше он еще не чувствовал. Кроме того, что малыш будет притрагиваться к разным предметам, он должен слышать, какими они являются. Характеризируйте вслух все, что в руках у вашего ребенка: это мягкое, а это гладкое и твердое, это с пупырышками и т. д. Очень хорошо в этом плане подходят различные потешки и стишки, которые, кстати, дети очень любят. Говорить их нужно ритмично, четко, меняя интонацию в нужных местах, скорость произношения и громкость. Для самых маленьких подходят «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки-ладушки». Но для малышей даже самое простое «первый пальчик – мамочка, второй – папочка…» приносит огромное количество радости и восторга. Потом они просят повторять это снова и снова.
 Все мамы знают, как малышей тянет в кухню, будто там медом намазано. Малыш часто мешает там родителям, но именно в этой комнате находится множество предметов, способных помочь в развитии мелкой моторики. Вы замечали, сколько радости испытывает кроха, добравшись до круп и макарон, которые мама не успела спрятать? Конечно, никому не хочется, чтобы кроха разбрасывал по всему дому кухонную утварь и крупы. Но они незаменимы для мелкой моторики.
Любимое занятие детей – рисовать манкой (или мукой, когда мама что-то готовит). Можно насыпать крохе в поднос манки и показать, как хорошо по ней рисовать пальчиками или даже всей ладошкой.
Интересное занятие и пересыпание разных мелких предметов из одной посудины в другую. Дайте крохе много разных пластиковых баночек, кружку, миску, лоток и т. д., пускай пересыпает гречку или рис.
Предложите ему и собрать то, что рассыпается. Можно использовать в таких целях и фасоль, которая немного крупнее и очень приятна на ощупь. Пересыпать можно как ручкой, так и ложкой или даже лопаткой из песочницы.
Детям  в более старшем возрасте задачу можно усложнить. Смешайте разные виды макаронных изделий и дайте крохе задание каждый вид собрать в отдельную коробочку. Таким же образом можно играть и с фасолью разных цветов, изучая их при этом. Еще один вариант – смешать фасоль и горох. Отлично способствует развитию мелкой моторики еще одно занятие – нанизывание разных предметов на веревочку. Для этого можно найти в доме много разных предметов – макароны, коробки от спичек, бублики, бусины от разорвавшихся бус. Вместо нитки лучше взять проволоку или леску, поскольку их легче удержать в руках. Для этого занятия можно найти много предметов в доме, стоит только оглядеться по сторонам. Можно найти для крохи и другие занятия на кухне, чтобы мама могла и готовить и присматривать за ним одновременно. Для этого существует целая куча разнообразных вещей с магнитиками на холодильник: кубики, пазлы, наклейки, азбука и т. д.
Во время приготовления пищи тоже можно доверить какое-нибудь простенькое задание крохе. Например, предложите ему почистить яйцо или вареную картошку. Конечно, убираться после таких игр придется долго и много. Но что делать, зато ребенок будет точно доволен и впечатлений ему надолго хватит.
 Возможно, вы удивитесь, но во время купания малыша тоже можно осуществлять развитие мелкой моторики. Каким образом? Все очень просто: хлопки по воде – это просто отличный массаж для ладошек ребенка. Мамы и папы обычно успокаивают ребенка в воде. Но не стоит. Ведь вытереть воду не сложно, а коврики можно убрать. Зато кроха проведет время весело и с пользой.
Интересно малышам и переливать воду с одной емкости в другую. Дайте крохе пластиковые баночки, коробочки из-под кремов и т. д.
Игра с ребенком может стать очень интересной, если вы приготовите для него своеобразный «сундучок с сокровищами». Насыпьте в шкатулку бусинки, пуговицы, камешки. Расскажите, что сундук упал на дно моря (в ванную) и все сокровища высыпались. Теперь их нужно собрать обратно в шкатулку. Насколько интересную и длинную историю вы будете при этом рассказывать, зависит уже от фантазии и возраста вашего карапуза. Как ловить те пуговички, которые плавают на поверхности? Это можно делать с помощью ложки, ситечка или лопатки.
Дайте ребенку во время купания шприц без иголки, научите, как им набирать и выливать воду. Можно поиграть и губкой (по методике М. Монтессори). Дайте ее малышу и покажите, как впитывать ею воду, а потом выжимать. Можно купить ребенку и зубную щетку специально для игры. Ею в воде и почистить игрушки можно, и сделать массаж пальчикам, ладошкам. Незаменимыми для развития мелкой моторики и усидчивости крохи являются занятия по лепке. Для этого можно использовать специальные массы, которых в магазинах очень много. Можно приготовить дома соленое тесто. А когда ребенок уже старше, то для лепки хорошо подойдет пластилин, из которого делаются целые города и страны.
Как еще можно осуществлять такое развитие малыша? Вот несколько советов. Давайте ребенку бумагу – газеты, старые журналы и т. д. Пускай он делает с ней все, что хочет: сминает, рвет на части. Можно научить его и резать специальными детскими ножницами. Потом все эти частички тоже легко использовать, делая различные аппликации.
Еще одно интересное занятие – обычное рисование. Сделайте его необычным, купив пальчиковые краски и ватман. Ребенок  хорошенько повеселится! Конечно, придется его помыть, но эти краски вполне безопасны и вреда ему не принесут. Можно иногда позволять ребенку кушать руками, например, макароны или вареники, пельмени.
Более старшим детям можно показать азы шитья, которое тоже просто незаменимо для развития мелкой моторики. Учите кроху застегивать молнии, пуговицы, завязывать шнурки. Все это тоже развитие. Сначала завязывайте узелки просто на веревочке, а потом и обувь можно будет подключить.    Развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. Для этого совсем не нужно тратить много денег. Стоит лишь подключать ребенка к различной работе, давать ему интересные занятия, не боясь уборки и мойки, которая вас после этого, несомненно, ожидает!


































Памятка для родителей: "Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях"
Все мамочки знают, как важно развитие мелкой моторики рук. Общеизвестно, что развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики. Именно поэтому ей уделяется большое внимание весь дошкольный период. Выполняя обычные задания и упражнения, малыш развивается, развивается его речь, координация, он начинает подготовку к школьным заданиям по письму.
Помимо специальных упражнений для развития моторики, можно использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут малышу не только пользу, но и удовольствие, помогут крохе почувствовать себя взрослым, помогая родителям.
Выбирайте, в зависимости от умений, возраста, желания малыша:
• лепить из теста, пластилина различные фигурки
• рисовать (как умеет), можно использовать пальчиковые краски, можно кисточки
• очищать вареные яйца от скорлупы
• очищать мандарины
• очищать вареные овощи от кожуры, например, картофель
• перемешивать, например, салат
• перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох
• солить
• разбирать, очищать расколотые орехи
• переливать из кружки в кружку воду
• дайте свои бусы, пусть перебирает, как четки
• завязывать и развязывать шнурки
• застегивать и расстегивать пуговицы
• раздеваться и разуваться самостоятельно
• чистить губкой обувь
• стирать небольшие вещи, например кукольные
• мыть игрушки
• мыть посуду
• подметать пол
• вешать белье (натяните для малыша веревку и выделите прищепки)
• сматывать нитки в клубок или на катушку
• кормить аквариумных рыбок
• поливать цветы дома или на даче
• собирать ягоды
• вытирать пыль
• собирать игрушки
• собирать мелкие детали
• отвинчивать и завинчивать крышечки, пробки (зубная паста, пластиковая бутылочка и т.д.)
• наклеивать и отклеивать наклейки, магниты на холодильник
• рвать и мять бумагу
• делать из бумаги какие-либо фигурки
• играть со скотчем
• открывать ключами ящички, двери

КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДОШКОЛЬНИКА

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков крохи.
Почему же тогда родители забывают о ее развитии, когда их малыш вот-вот готов поступить в школу или даже учится уже в начальной школе? Ведь в этот период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.
Давайте попробуем разобраться, как помочь дошкольнику улучшить работу этих нужных мышц легко и весело.

ЗАЧЕМ НУЖНО РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.
Интересно, что
та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.
Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.
Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.
Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.

УЧИМ РЕБЕНКА КООРДИНИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ: ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ

Для того чтобы маленький ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, родители используют разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.
Посмотреть примеры таких развивающих игр можно на видео ниже.


Комментариев нет:

Отправить комментарий